Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

A A A

100 лет государственной архивной службы России

1. Указ Президента Р.Ф. «О праздновании 100-летия государственной архивной службы» № 314 от 10.07.2017г.

2. Приказ Федерального архивного агентства №107 от 19ю\.07.2017г. «О подготовке и проведении мероприятий посвященных празднованию 100-летия государственной архивной службы России»

3. Приложение 1 к приказу Росархива от 19.07.2017г. № 107 «План основных мероприятий по подготовки и проведению празднования 100-летия государственной архивной службы России»

4. Состав рабочей группы по подготовке празднования 100-летия государственной архивной службы России

5. Письмо Федерального архивного агентства от 03.08.2017г. № II/2055-A

План основных мероприятий архивного отдела администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области, посвященных 100-летию государственной архивной службы России

Поздравление со 100-летием Государственной архивной службы России.


Имена, вошедшие в историю... Архивная выставка, посвященная Герою Советского Союза генералу армии Маркиану Михайловичу Попову, уроженцу станицы Усть – Медведицкой, ныне это г. Серафимович Волгоградской области.

6 мая 2016 года архивный отдел администрации Серафимовичского муниципального района совместно с Центральной районной библиотекой представил архивную выставку, посвященную 100- летию со дня рождения Героя Советского Союза А. П. Маресьева «Имена, вошедшие в историю… .» В открытии выставки приняли участие учащиеся городской средней школы № 1.

12 мая в Серафимовичском техникуме механизации сельского хозяйства для студентов и преподавателей была представлена интерактивная версия архивной выставки, посвященной 100- летию А. П. Маресьева.

Архивная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева

***

Материалы научно – практической конференции к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. «Великая Отечественная война 1941-45 гг. в документах и памяти народа» Государственный архив Волгоградской области 9 октября 2015 г. «Использование документов о Великой Отечественной войне в учебно-воспитательном процессе». Куракин Василий Фёдорович начальник архивного отдела Администрации Серафимовичского муниципального района.

Архивный документ является не только одним из важнейших источников наших знаний о том или ином периоде исторического развития, но и служит важным средством патриотического и нравственного воспитания молодёжи. Работа с архивными документами – это, безусловно, прерогатива ученых и краеведов. Но не следует забывать о том, что интерес к прошлому зарождается, как правило, в школьные годы на уроках истории.

Работа учащихся с подлинными источниками на занятиях, в архивах является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории. Важную роль в понимании происходивших в ХХ веке событий играют обращение к подлинным документам эпохи, прежде всего документам Великой Отечественной войны.

Есть события, значение которых не уменьшается от неумолимого бега времени, напротив, каждое десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории. К таким событиям относится Великая Отечественная война, 70 лет назад прогремели последние выстрелы этой страшной войны. Чем дальше от нас исторические события, тем ценнее каждое свидетельство — будь то воспоминания или рассказы участников и очевидцев этого события. Воспоминания описывают субъективный опыт, переживания событий периода Великой Отечественной войны. Это важный исторический источник по реконструкции быта, взаимоотношений людей, а также событий повседневной жизни во время войны. Непременным условием гражданско-патриотического воспитания является изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны – это история и каждой отдельной семьи. Ребенок должен знать, что он – хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам.

Память о прошлом – это показатель нравственного здоровья нации. Тема войны будет актуальна во все времена. Через воспоминания ветеранов, людей выживших во время войны, понимаешь, насколько тяжелы были военные годы для обычных мирных жителей, которые хотели учиться, работать и просто жить. Примером изучения учащимися истории своей семьи в годы войны является сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны «В бою они сумели Родину спасти», подготовленного студентами Серафимовичского техникума под редакцией В.Ф Куракина. Ценность этого сборника в том, что он создавался внуками и правнуками участников войны, тем самым подчёркивается сопричастность молодого поколения к великому подвигу старшего поколения. Сборник был рекомендован к изданию УМО совета директоров СПО Волгоградской области. В качестве примера из сборника можно привести воспоминание военврача Сталинградского фронта, жителя г. Серафимовича Терсковой Зинаиды Филипповны об одном из самых трагических периодов Сталинградской битвы – массовой бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года. «Город жил обычной жизнью военного времени: много войск, много госпиталей, работали заводы, больницы и другие учреждения. Ходили трамваи, играли в войну ребятишки, взрослые рыли окопы во дворах и на подступах к городу. В течение дня неоднократно объявлялись воздушные тревоги, стреляли зенитки, выли сирены. Было тревожно. 23 августа 1942 года началась бомбёжка Сталинграда в 4 часа дня. Район заводов Тракторный, Красный Октябрь, Баррикады бомбили на несколько часов позже.

В ночь на 24 августа я была дежурным врачом по поликлинике, город был затемнён, ни огонька, мы сидели в кабинете и тихонько переговаривались: что ждёт нас, и слушали как из района тракторного завода идут на запад танки. Потом пришёл дежурный по заводу и сообщил, что где-то в районе Мечётки, немцы высадили десант. И вот ровно в 4 часа утра, страшный удар потряс здание поликлиники. Я вскочила, вначале не поняла, что это, но следом посыпались удары за ударом, началась бомбёжка нашего района. И тут же застучали в двери, это были первые раненные: кого принесли, кто пришёл сам, это были первые пострадавшие от ураганных бомбоударов. Я была молода и впечатлительна, всё отложилось в памяти, даже сейчас больно вспоминать. Это были мирные, ни в чём не повинные люди: женщины, старики и дети, много детей. Поток раненых быстро нарастал, поликлиника была большая. Все кабинеты, коридоры были заняты ранеными, люди лежали на кушетках, диванах, столах, стульях, на полу. Стонали, кричали, некоторые тут же умирали. У нас всё было готово, стали сразу оказывать помощь. Пришёл хирург пенсионер, несколько сестёр, из врачей—зав.райздравотделом, и я среди них, студентка. Я ассистировала хирургу, мы не замечали ни времени, ни усталости, надо было спешить, а фашист бомбил не переставая. Одна партия самолетов сменяла другую, со всех сторон стреляли зенитки. Если люди пытались тушить пожары, то в этом месте сразу оказывался фашистский самолёт и бросал в эту горящую массу фугасную бомбу, от этого редко кто спасался. Я это видела своими глазами не один раз, так как приходилось ходить по улицам для оказания помощи, перевязывать раненых в траншеях, во дворах, подвалах. Идешь с сумкой, слышишь гул, прыгаешь в траншею и смотришь куда летит бомба. За это время мы научились понимать, куда она упадёт. Нередко разрывались вблизи и на тебя летели не только земля и камни, но и осколки. Не могу вспомнить, был ли страх, наверное был. Летит бомба, разорвалась где-то близко. Накроешь рану стерильной салфеткой, вокруг летит пыль, штукатурка под ногами, всё дрожит, присядем, переждём, и опять за своё дело. Тех, кому была оказана помощь, отправляли в больницу Ильича, где работали наши же ребята студенты. Часто автобусы с ранеными обстреливали из самолётов, бомбили и люди гибли. Город горел, рушились здания, горели баки на берегу и нефть на Волге. Фашистские самолёты, буквально выискивали свои жертвы. Я спокойно иду, было необыкновенно тёплый сентябрь, светит солнце, вокруг развалины, прохожу мимо сохранившегося деревянного дома, и вдруг откуда то с высоты загудело, и сразу свист бомбы, и разрыв, реакция была мгновенной, ещё во время свиста я упала у стены дома и надо мной по стене застучали осколки, самолёт улетел, я поднялась посмотрела на стену, она вся была в отметинах от осколков, воронка была позади меня. Видимо у фашистов была одна бомба и он её и сбросил на меня или на сохранившийся дом, так как вокруг не было никаких других объектов.» (стр.67-68) ОБ это же событии вспоминает участник Сталинградской битвы Мельников А. В. «Самым тяжелым для сталинградцев было 23 августа 1942 года. В три часа дня объявлена воздушная тревога. И сразу над центральной частью города появляются сотни тяжелых бомбардировщиков гитлеровцев. Одна волна сменяет другую... Немцы то и дело сбрасывают то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Кромешный дым пожарищ застилает полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух. Горят жилые квартиры, рушатся, как карточные, здания школ, превращенные в госпитали, культурно-бытовые учреждения. Отовсюду доносятся стоны, крики раненых. Смерть разит людей в квартирах, подвалах, магазинах, на работе, на улицах. Все основные коммуникации города - водопровод, электросеть, телеграф и телефонные линии - выведены из строя. Разрушены почти все крупные здания, госбанк, гостиницы, вокзал, театр, многие больницы и школы. Вся центральная часть города объята пламенем... 23 августа 1942 года я находился в Сталинграде. Шесть моряков послали перевозить имущество на левый берег Волги. Была сильная бомбежка, город горел. К нам пришла женщина, начальник госпиталя и сказала, что их здание горит, и больных нужно перенести в другое помещение, а еще добавила, что в подвале дети. Придя в госпиталь, мы увидели, что все здание горит, и многие больные, спасаясь через окна, горели заживо. Мы бросились к подвалу спасать детей, выносили по три, а то и по четыре ребенка сразу. Детей мы перенесли в траншею, о судьбе их ничего не известно. Мы жили в доме грузчиков на Рабоче- Крестьянской, 44. В доме напротив находились две девушки 17 лет, их прислали для замены моряков. Вечером в бомбежку они решили присоединиться к нам, дошли они до площади и тут взорвалась бомба, девчат как и не было - разнесло в клочья.» (1. стр 58-60) В этих строках страшная правда о войне, о событиях Сталинградской битвы глазами очевидцев. Главная ценность таких документов в том, что через них передаются личные переживания очевидцев тех страшных дней. Они придают урокам истории высокий эмоциональный уровень, учащиеся воспринимают события воины не как набор фактов, в них отражен весь ужас и трагизм воины. Фронтовые письма-документы особо важные и ценные. Эт первоисточник летописи войны. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени. Письма поражают своей простотой, в них самым короткими, прямыми путями выражена любовь и ненависть, вера в будущее и жажда жизни. Солдаты писали их самым близким людям, делясь всем, что с ним происходит на войне, даже не задумываясь, что пишут историю своей страны. Чаще фронтовые письма предсмертные. Как нежно и преданно они любят своих близких- матерей, отцов, жен, детей. Фронтовые письма-это целый мир чувств, мыслей, страстей людей, познавших на себе что такое война. Это свидетельство подвигов наших земляков, прошедших самую кровопролитную войну. Письма с фронта, обожжённые, надорванные, полуистлевшие. Они не могу не трогать до глубины души. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Можно привести выдержку из письма Михаила Яковлевича Щегринцева от 4 мая 1942 г. своей жене в г. Серафимович, где осталась его семья. В письме он обращается к жене: «Здравствуй дорогая жена Мария. Из твоего письма узнал, что ты жива, здорова… Напиши, кто остался в Серафимовиче из родных после оккупации, все ли живы остались после ухода немчуры, есть ли у вас продукты, получила что- ни будь за меня, как перезимовали, посадили что- ни будь в землю…» В этих строках письма боль и тревога о близких, оставшихся в тылу, простая человеческая забота о них. Изучение и чтение фронтовых писем на уроке сделают изучение темы интереснее современным школьникам, для которых Великая Отечественная война - очень далёкое прошлое. Соприкосновение с документальными свидетельствами важно и с нравственной точки зрения: подвиг наших соотечественников, среди которых были и ваши родные, не должен быть девальвирован со временем. Чаще всего письма попадают к нам в руки от родственников воевавших солдат. Они передают их в музей, архив, с надеждой: пока память жива – живы будут их близкие, отдавшие свои жизни за самое святое - Родину. Не будет преувеличением сказать, что фронтовые письма имеют бесспорное право встать в один ряд с трудами военных историков, воспоминаниями маршалов и генералов. У времени своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Я убежден в том, что тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, потому что нельзя не интересоваться своим прошлым. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». (3. стр. 26)

Литература

1. Сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны «В бою они сумели Родину спасти» под ред. В. Ф. Куракина, г. Серафимович. 2010 г.

2. В.А.Кондратьев, З.Н.Политов «Говорят погибшие герои». издательство политической литературы г.Москва, 1986 г.

3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавание истории и обществознания в школе// 2007, №7.