Новости — Актуальный Волгоград

A A A

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.05.2020 №16/197, от 01.06.2020 №16/226, от 09.07.2020 №16/280 по вопросу представления перечня нормативных правовых актов, определяющих документы, которые налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог далее – ЕСХН), при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета, а также об истребовании налоговыми органами регистров бухгалтерского учета у вышеуказанной категории налогоплательщиков, сообщает следующее.

В силу пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Кодекса налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению налогоплательщиком из бюджета, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога из бюджета, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика в порядке, определенным статьей 93 Кодекса, документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со статьей 172 Кодекса.

При этом, необходимость и объем истребуемых документов для камеральной налоговой проверки, а также конкретный перечень мероприятий налогового контроля определяются в каждом случае отдельно и зависят от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган устанавливает соблюдение налогоплательщиками (в т.ч. индивидуальными предпринимателями – плательщиками ЕСХН, являющихся плательщиками НДС с 01.01.2019 года) общих условий для применения вычетов по НДС, определенных нормами статей 171, 172 Кодекса, в т. ч. в общем случае устанавливается факт принятия товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету (оприходования).

Поскольку Кодексом не установлено, в каком порядке следует принимать приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) на учет, в общем случае товары (работы, услуги) и имущественные права должны быть оприходованы по правилам бухгалтерского учета, т.е. оприходованными считаются покупки, которые налогоплательщик отразил на соответствующих счетах бухгалтерского учета (в регистрах бухгалтерского учета).

Одновременно, применительно к индивидуальным предпринимателямналогоплательщикам ЕСХН, налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» у индивидуальных предпринимателей отсутствует законодательно установленная обязанность по ведению бухгалтерского учета, т.е. налогоплательщики данной категории вправе сами принимать решение о ведении (неведении) бухгалтерского учета.

Таким образом, регистрами бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели могут не располагать на основании норм вышеуказанного закона.

Вместе с тем, налоговый орган, выставляя в рамках статьи 93 Кодекса в целях подтверждения вычетов по НДС требование о представлении регистров бухгалтерского учета в адрес индивидуального предпринимателя, не нарушил его права.

В том случае, если индивидуальный предприниматель бухгалтерский учет не ведет, то на основании пункта 3 статьи 93 Кодекса он письменно уведомляет налоговый орган о невозможности представления документов (регистров бухгалтерского учета) с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены. Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.