Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Каким образом покупатель должен быть поставлен в известность,  что товар ранее находился в употреблении? Какие гарантии на возврат  или обмен товара в случае обнаружения недостатков? Распространяется ли гарантия качества на указанный вид товаров? 

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон)  если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. 

Информация, предусмотренная пунктом 2, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым  для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 3 ст.10 Закона). 

Конкретный особенный способ информирования для этой группы товаров законодательством о защите прав потребителей не предусмотрен. 

Согласно п. 31 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи), при передаче технически сложных товаров бытового назначения, бывших в употреблении, потребителю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические и (или) эксплуатационные документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция  по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право потребителя на использование оставшегося гарантийного срока.  

Согласно п. 30 Правил продажи, не подлежат продаже бывшие  в употреблении медицинские изделия, лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, а также посуда разового использования. 

Если продавец сообщил, что в товаре имеется ряд недостатков,  а в процессе эксплуатации проявились иные недостатки, то потребитель вправе предъявить требования согласно ст. 18 Закона. 

 

 

Бездействие управляющих организаций при обращении потребителей с жалобами на течь кровли в жилых помещениях,  при осадках. Как помочь потребителю? 

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные  и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. 

Состав общего имущества определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества  в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. 

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. 

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации). 

В силу вышеуказанных норм права управляющие организации обязаны осуществлять надлежащее содержание крыш многоквартирных домов.  В частности, проверять кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительно их устранять.  

Несоблюдение управляющей организацией требований жилищного законодательства влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию  на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч  до трехсот тысяч рублей.  

Контроль за соблюдением управляющей компанией лицензионных требований осуществляется органами государственного жилищного надзора.  

В Волгоградской области государственными полномочиями  по осуществлению лицензионного контроля наделены органы местного самоуправления городских округов (Закон Волгоградской области  от 10.01.2014 № 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области  по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"). 

Лицензионный контроль (проверки) осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ  "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле  в Российской Федерации" (далее – Закон о госконтроле). 

Согласно Закону о госконтроле до проведения проверки должное лицо надзорного органа обязано проверить способ направления обращения.   

В силу статьи 59 Закона о госконтроле обращение может быть подано гражданами и организациями: 

лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина; 

после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также  в информационных системах контрольных (надзорных) органов; 

иным способом, но при условии подтверждения личности гражданина. 

В случаях, когда направленное обращение не содержит сведений  и документов, позволяющих установить и подтвердить личность заявителя, должностным лицом предпринимаются  меры по установлению личности гражданина (телефонный разговор, запрос по электронной почте).  

Если, несмотря на принятые меры, подтвердить личность гражданина  не удалось,  проверка  не проводится (статья 60 Закона о госконтроле). 

Гражданину в данном случае даются только разъяснения о порядке обращения в надзорный орган для проведения проверки. 

После получения письма об отказе в проведении проверки гражданин вправе повторно обратиться в надзорный орган по своему вопросу,  но с соблюдением требований статьи 59 Закона о госконтроле.  

Таким образом, для того, чтобы была проведена проверка необходимо соблюсти способ направления обращения, предусмотренный  статьей 59 Закона о госконтроле. 

Орган государственного жилищного надзора проводит проверку, составляет акт и, при выявлении нарушения, выдает управляющей компании предписание  об устранении выявленных нарушений с указанием конкретных сроков,  и составляет протокол об административном правонарушении  по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.  

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль  в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа  на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей  или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц -  от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ). 

В случае неисполнения два раза подряд, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд о понуждении исполнения предписания. 

О возмещении ущерба. 

При затоплении жилого помещения следует в письменной форме обратиться к лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом (управляющая организация, товарищество собственников недвижимости)  для составления акта о причинении ущерба имуществу потребителя  (пункт 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.05.2011 № 354). 

Указанный акт должен быть составлен управляющей организацией  и подписан ей не позднее 12 часов с момента обращения потребителя  в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине  его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя двумя незаинтересованными лицами. Акт составляется  в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю  (или его представителю), второй - остается у исполнителя. 

Неисполнение управляющей организацией данных норм, а также  не предоставление ответов на обращения граждан является нарушением обязательных требований и предметом для проверки органами государственного жилищного надзора. 

Таким образом, в случае отказа управляющей организации  от составления акта о причинении ущерба или отсутствия ответов  на обращения гражданин может для принятия мер административного воздействия обратиться в орган государственного жилищного надзора.  

При этом следует отметить, что уклонение сотрудников управляющей организации от составления акта не является препятствием для проведения обследования и составления документов, фиксирующих факт причинения ущерба имуществу другими, по возможности, незаинтересованными лицами (соседями). Обращаем внимание, что независимо от степени залива  и причиненных повреждений необходимо принять все возможные меры  для фиксации причиненных повреждений. Фиксация указанных событий может осуществляться так же посредством видео- и фото съемки, свидетельскими показаниями. 

При установлении причин и лица, виновного в причинении ущерба,  а также отказа последнего добровольно возместить причиненный ущерб, гражданин вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Многие потребители задаются вопросом о том, в каких случаях можно вернуть деньги за некачественный телефон. Однозначно ответить на данный вопрос не представляется невозможным, т.к. существует много нюансов, о которых Вы узнаете из  этой статьи.

  

Проблемный телефон

Мобильные телефоны, смартфоны, айфоны  какими бы они «навороченными» не были, со временем, а то и сразу после покупки, начинают «зависать», разряжаться и вовсе перестают работать надлежащим образом. У потребителей в таких случаях есть возможность избавиться от некачественного телефона в одном из нескольких случаев: 

Возврат некачественного телефона в течении 15 дней после покупки

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения недостатков в телефоне вправе потребовать возврата уплаченной за него суммы в течении пятнадцати дней после дня передачи потребителю такого товара.

Для того, чтобы воспользоваться этим правом потребителю необходимо в течение 15 дней после покупки предъявить в магазин письменную претензию с требованием возврата денег за бракованный телефон.

Совет: Предъявлять претензию рекомендуется в двух экземплярах, чтобы второй экземпляр претензии с отметкой о вручении хранился у потребителя.

Важно знать: Очень часто магазины отказываются принимать претензию без письменного заключения сервисного центра. Тем не менее, потребитель вправе предъявить претензию и оставить телефон на проверку качества прямо в магазине на основании абзаца 2 п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» который гласит: «Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.»

Бывают случаи, когда сотрудники магазина принимают претензию потребителя с требованием возврата денег за некачественный телефон, но потом просят потребителя сдать телефон в сервисный центр для проведения проверки качества. В таком случае, в сервисном центре потребителю нужно проявлять бдительность и внимательно читать все документы, которые передаются на подпись.

Важно, чтобы в квитанциях сервисного центра отражалась информация о том, что телефон передается на проверку качества, а не на диагностику или ремонт. Кроме того, необходимо внимательно следить за тем, чтобы в квитанции отражалась достоверная информация о внешнем состоянии телефона.

Совет: Все оригиналы квитанций и документов, полученные от сервисных  центров, потребителям следует хранить в качестве доказательств, которые могут пригодиться в будущем.

Возврат телефона при наличии существенного недостатка 

Если с момента покупки прошло более 15 дней, вернуть деньги за бракованный телефон возможно, но при условии наличия существенного недостатка.

Понятие «существенный недостаток товара» прописан в преамбуле Закона «О защите прав потребителей» и трактуется как «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки».

На гарантии. Если гарантия на телефон еще не закончилась, потребителю можно вернуть деньги за некачественный телефон в следующих случаях:

- сервисный центр выдает акт о наличии неустранимого недостатка

- ремонт телефона в сервисном центре длится более 45 дней

- в телефоне проявляется неоднократно один и тот же недостаток

- в телефоне постоянно выявляются различные недостатки и он находится на гарантийном ремонте в совокупности более чем 30 дней

Спорная ситуация. Зачастую между потребителем и продавцом возникают споры о наличии в телефоне недостатков или причинах их возникновения.

Знайте, что в случае спора о причинах возникновения недостатков в телефоне, в период гарантийного срока продавец, изготовитель или импортер обязаны провести экспертизу телефона за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы телефона и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если результаты экспертизы телефона будут не в пользу потребителя, то потребитель обязан будет возместить продавцу, изготовителю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Гарантия закончилась. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу, изготовителю требования о возврате денег за некачественный телефон, если докажет, что в телефоне есть наличие существенного производственного недостатка. Об этом упоминается в п.5  ст. 19 Закона «О защите прав потребителей».

Для того, чтобы воспользоваться этим правом потребителю необходимо сдать телефон на экспертизу в экспертное учреждение с целью выявления существенного производственного недостатка. А затем, если существенный производственный недостаток будет обнаружен, предъявить продавцу или изготовителю письменную претензию с требованием о возврате денег за некачественный телефон.

Каждый день, приходя в магазин, парикмахерскую, кафе, пользуясь общественным транспортом, мы вступаем в гражданско-правовые отношения и становимся потребителями товаров, работ или услуг.

Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Закон наделяет потребителя совокупностью прав и гарантий: просвещение в области защиты прав потребителей; право на получение товара надлежащего качества; возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение срока службы; право на безопасность товара; право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах; недопустимость включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, и др.