A A A

Телефон горячей линии ВЦТО Росреестра: 8 800 100 34 34

Росреестр проводит комплексный анализ клиентского пути для выявления и устранения «болевых точек» заявителей с целью повышения качества предоставления государственных услуг, заявила заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова, курирующая процесс цифровой трансформации ведомства.

В рамках ведомственной программы цифровой трансформации запланировано проведение реинжиниринга бизнес-процессов и создание цифровой платформы для предоставления госуслуг в электронном виде по принципу «одного окна».

«Чтобы успешно реализовать такую задачу, мы досконально изучаем процесс взаимодействия с заявителями от приема документов в МФЦ до их последующей передачи в территориальные органы Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты, обработки данных, принятия решения регистратором и возвращения результатов оказания услуг в МФЦ. Мы провели комплексный анализ процессов получения услуг пользователями, нами выявлены и проанализированы уже более 120 «болей» заявителей. Эта системная работа проводится в том числе с участием межрегиональной рабочей группы по цифровой трансформации, которую мы создали в прошлом году», - подчеркнула Елена Мартынова.

В результате работы будут созданы цифровые клиентоориентированные сервисы и проведено совершенствование процесса предоставления госуслуг Росреестром.

В рамках состоявшейся уже в январе в Управлении Росреестра по Москве встречи по вопросам цифровизации и формирования цифровых компетенций в регионах команда ведомства вместе с сотрудниками территориального органа и филиала Федеральной кадастровой палаты подробно изучила все этапы процесса предоставления услуг.

«В Москве на сегодняшний день значительная часть взаимодействия жителей с городскими властями осуществляется в электронном виде, в том числе это касается в целом и отрасли строительства. В нынешних условиях, тем более с учетом московских объемов сделок с недвижимостью, без развития цифровизации и приобретения специалистами необходимых для работы в новых условиях компетенций совершенствовать этот процесс сложно», - отметил глава московского Росреестра Игорь Майданов.

«Мы в буквальном смысле прошли «ногами» все процессы получения услуг в режиме реального времени. Такую работу мы продолжим и в других территориальных органах для включения в детальные дорожные карты и стратегию Росреестра. Москва – показательный для нас регион. Это один из крупнейших субъектов РФ по объему учетно-регистрационных действий. Ежемесячно в Управление Росреестра по столице поступает более 6,5 тыс. заявлений на учетно-регистрационные действия, порядка 45% из них подаются в электронном виде», - сообщила Елена Мартынова.

В конце 2020 года в Росреестре состоялось первое заседание межрегиональной рабочей группы по цифровой трансформации, созданной в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». В мероприятии были задействованы представители центрального аппарата Росреестра, цифровые региональные лидеры, руководители территориальных органов ведомства, филиалов Федеральной кадастровой палаты.

В целях усиления государственного контроля за оборотом сельскохозяйственных земель законодательством предусмотрены особые требования по совершению сделок с земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В частности, статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон
№ 101-ФЗ) установлены правила для заключения договора купли-продажи земельного участка из состава земель указанной категории.  

Так, при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Продавец земельного участка указанной категории земель обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случае, установленном законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть произведен взаимный расчет. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по этим же правилам.

Необходимо отметить, что в соответствии с  Законом Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» Волгоградская область как субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Дополнительно сообщаем, что несоблюдение преимущественных прав указанных субъектов ведет к признанию такой сделки ничтожной.

При этом следует учитывать, что действие Закона № 101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Управление Росреестра по Волгоградской области обращает внимание землепользователей, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 сельскохозяйственное использование земельного участка включает в себя следующие виды хозяйственной деятельности:

  • Растениеводство;
  • Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур;
  • Овощеводство;
  • Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур;
  • Садоводство;
  • Выращивание льна и конопли;
  • Животноводство;
  • Скотоводство;
  • Звероводство;
  • Птицеводство;
  • Свиноводство;
  • Пчеловодство;
  • Рыбоводство;
  • Научное обеспечение сельского хозяйства;
  • Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
  • Питомники;
  • Обеспечение сельскохозяйственного производства;
  • Сенокошение;
  • Выпас сельскохозяйственных животных.

Осуществление любого из указанных видов деятельности не противоречит целевому использованию земельный участков, имеющих вид разрешенного использования «для сельскохозяйственной деятельности» и не содержит признаков нарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).

Управление Росреестра по Волгоградской области приглашает граждан принять участие в ежегодном онлайн-опросе оценки работы, проводимой Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2020 году.

Принять участие в онлайн-опросе можно на официальном сайте Росреестра  (rosreestr.gov.ru), предварительно перейдя на региональную вкладку "Волгоградская область", в подразделе "Противодействие коррупции" раздела " Открытая служба", выбрав "Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация".

Управление Росреестра по Волгоградской области обращает внимание граждан на необходимость при направлении ими обращений по возможности точного описания земельного участка, используемого с нарушением земельного законодательства.

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.  К таким характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер земельного участка, адрес или иной ориентир.

При отсутствии в обращении такой информации к рассмотрению может быть привлечен заявитель, который может дать дополнительную информацию о местоположении земельного участка или непосредственно указать на него.

Такая возможность предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.